Методическая работа



Положение о методической службе в МБОУ Школа №118

1. Общее положение

1.1. Методическая работа в школе является одной из составляющих учебно-воспитательного процесса. Для её осуществления создаётся методическая служба, в состав которой входят методические подразделения, члены администрации, специалисты. 
1.2. Цель методической работы:
Повышение качества образования и воспитания.
1.3. Главная идея:
Обучая, развивать и воспитывать.
1.4. Задачи методической работы:
1. Овладение современными педагогическими технологиями.
2. Совершенствование коррекционно-развивающего обучения.
3. Организация учебно-исследовательской, проектной деятельности учащихся в рамках школьной программы «Юные дарования» и воспитательной работы.

2. Основные направления методической работы

2.1 Обучение кадров.
2.2 Изучение и распространение передового педагогического опыта.
2.3 Аттестация педагогических работников.

3. Формы работы с учителями

— Педсовет на методическую тему
— Учебные методические семинары
— Методическая неделя
— Открытые уроки
— Защита творческого проекта
— Конкурс педагогических идей
— «Круглый стол»
— Тематическое заседание методического объединения
— и др.

4. Формы работы с учащимися 
— Работа в рамках школьной программы «Юные дарования»
— Олимпиады
— Предметные декады
— Предметные праздники и внеклассные мероприятия
— Месячники и др.

5. Структурные подразделения методической службы
— Методические объединения учителей (МО)
— Психолого-педагогическая служба (ППС)
— Психолого-педагогический консилиум (ППК)
— Творческие объединения учителей:
* Школа молодого учителя
* Школа опыта
* Временные творческие группы

6. Цели и задачи структурных подразделений 
6.1. Предметные методические объединения
— Создание условий для профессионального роста учителя и повышения качества образования
— Контроль за уровнем ЗУНов 
— Привитие интереса к предмету

6.2. Психолого-педагогическая служба
— Создание школьной среды, позволяющей сберегать и укреплять здоровье школьников и педагогов
— Создание условий для успешного обучения 
— Предупреждение «второгодничества» и профилактика правонарушений

6.3. Психолого-педагогический консилиум
— Создание благоприятной школьной среды для учащихся, имеющих трудности в обучении
— Анализ результатов психолого-педагогической диагностики, разработка программы коррекции учащихся классов КРО
— Выработка рекомендаций по обучению проблемных детей

6.4. Творческие объединения учителей — Школа молодого учителя
— Создание условий для профессионального развития
— Адаптация молодых учителей в школе

Школа опыта
— Изучение, распространение передового педагогического опыта
— Осуществление аттестации учителей на вторую квалификационную категорию и второго этапа аттестации на высшую и первую категории
— Оказание методической помощи молодым учителям

Временные творческие группы
— Участие в разработке методических материалов, авторских программ, в подготовке методических мероприятий по плану школы по заданию администрации

7. Содержание работы структурных подразделений
7.1. Методические объединения учителей
— осуществляют экспертизу: 
* тематического планирования учителей
* экзаменационного материала
* текстов итогового переводного контроля
* заданий школьных олимпиад
* учебно-методического комплекса
— организуют и проводят тематический контроль ЗУН во 2-3, 6-8 классах
— организуют и проводят внеклассную работу по предмету, в т.ч олимпиады
— организуют учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся по предмету в рамках школьной программы «Юные дарования»
— организуют методическую работу в рамках МО
— проводят диагностику профессионального роста учителей
— анализируют
* результаты текущего и итогового переводного контроля ЗУН
* результаты работы в рамках программы «Юные дарования»
* результаты школьных олимпиад
* результаты проектной деятельности учащихся
* работу МО за год
— вырабатывают рекомендации к годовому плану школы

7.2. Психолого-педагогическая служба
— содержание работы определяется функциональными обязанностями членов ППС
— работа осуществляется по планам каждого члена ППС, а также исходя из запросов участников образовательного процесса и родителей учащихся

7.3. Психолого-педагогический консилиум (ППК)
— проводит анализ психолого-педагогической диагностики
— планирует и осуществляет психолого-педагогическое наблюдение
— работает над составлением характеристик
— готовит документы на ГПМПК

7.4. Школа молодого учителя 
— осуществляет индивидуальное наставничество опытных педагогов над молодыми учителями
— организует обучение молодых учителей, в т.ч. через внутришкольную систему обучения кадров
— осуществляет обмен опытом

7.5. Школа опыта
— проводит методические мероприятия различных форм по плану аттестации учителей
— участвует в подготовке педсоветов и методических семинаров 
— представляет свой опыт в нетрадиционной форме, как-то: презентация, защита творческого проекта, творческий отчёт, конкурс педагогических идей, конкурс «Моё педагогическое кредо» и др.

7.6. Временные творческие группы учителей
— разрабатывают программы (авторские, модифицированные, курсов по выбору для предпрофильных классов, элективных курсов)
— разрабатывают методические рекомендации по школьной проблеме
— разрабатывают и оформляют методические материалы для представления их на конкурсах различных уровней
— участвуют в подготовке методических мероприятий

8. Состав структурных подразделений 
8.1. Методические объединения учителей: 
— входят не менее трёх учителей по одному предмету или предметам одной образовательной области
8.2. Психолого-педагогическая служба:
— входят специалисты:
— психологи
— логопед
— социальный педагог
— школьная медицинская сестра
— зам. директора по УВР
8.3. Психолого-педагогический консилиум:
— входят педагогические работники:
— зам. директора по УВР
— зам. директора по ВВР
— психологи
— логопед
— социальный педагог
— классные руководители классов КРО
— учителя по основным предметам, работающие в классах 
КРО
8.4. Школа молодого учителя:
— входят 
— молодые специалисты со стажем до 5 лет
— учителя, имеющие длительный перерыв в педагогической 
деятельности
8.5. Школа опыта:
— входят педагогические работники, подавшие заявление на 
аттестацию
8.6. Временные творческие группы учителей:
входят педагогические работники, получившие определённое задание методического характера. Работа их в группе регламентируется приказом директора школы. 
Группа прекращает свою деятельность после выполнения задания и истечения срока работы в соответствии с приказом по школе.

9. Руководство и контроль за работой методической службы 
9.1. Общее руководство работой методической службы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий методическую работу в школе.
9.2. Руководство МО осуществляют председатель (руководитель) МО, назначаемый директором школы.
9.3. Руководство ППС и ППК осуществляет директор школы.
9.4. Руководство творческими объединениями учителей осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий методическую работу.

Работа с педагогическими кадрами по повышению профессионального мастерства

В связи с подготовкой школы к переходу на новый базисный учебный план основное внимание уделено внедрению проектного метода и реализации перехода на профильное обучение. С этой целью организовано обучение педагогических кадров как через систему курсовой переподготовки учителей на базе СИПКРО, ЦРО, РМО, образовательных учреждений района и города, так и через внутришкольную систему обучения кадров. 
Администрацией школы разработана система повышения педагогического мастерства учителя, которая схематически представлена следующим образом:

Системы обучения кадров

Внешкольная:
1. Курсы: СИПКРО, ЦРО
2. Целевые проблемные семинары
3. ОУ г. Самары 
4. РМО

Внутришкольная:
1. Методические структурные подразделения: 
МО (Методические объединения),
ТОУ (Творческие объединения учителей).
1.1. Школа молодого учителя
1.2. «Школа опыта»
1.3.Временные творческие группы
2. Постоянно действующий учебный семинар
3. Аттестация

Формы внутришкольного обучения кадров

Групповые: 
1. Тематический педсовет 
2. Лекция 
3. Семинар 
4. Тематическое заседание МО 
5. «Круглый стол» 
6. Методическая неделя 
7. Предметная неделя

Индивидуальные:
1. Наставничество 
2. Индивидуальная работа с учителем
3. Открытый урок 
4. Взаимопосещение уроков


Результаты аттестации и анализ обучения педагогических кадров за последние годы показывают стабильность и плановость в работе школы по повышению профессионального мастерства учителя.

Функционирование ШМО и ТОУ
Традиционно методическая работа осуществляется посредством функционирования 4 методических объединений: 
— учителей начальных классов (руководитель Уцерова Н.Н.)
— гуманитарного цикла ( Дурнова Т.П.)
— предметов естественно-научного цикла (Куприянов В.А.)
— технического (Капустина И.Н.)
— физкультуры (Козлова Е.В.)

Основными вопросами компетенции метод. объединений были такие вопросы, как:
— контроль за реализацией учебных программ и правильным использованием УМК (программы, учебники, тематическое планирование);
— контроль за уровнем ЗУН учащихся;
— экспертиза экзаменационного материала;
— организация внеклассной работы по предмету, в т.ч. участие в реализации программы «Юные дарования»;
— работа по составлению программ курсов по выбору в рамках профильного обучения;
— организация работы учителей по проектному методу;
— смотр учебных кабинетов;
— собственно методическая работа (методические мероприятия); 
— повышение профессионального мастерства;
— участие в аттестации кадров.

В рамках внеклассной работы по предмету МО проводят такие формы работы, как:
— кружковая работа
— предметные недели
— предметные олимпиады
— отдельные внеклассные мероприятия
Традиционно учебный год начинался со смотра учебных кабинетов (в конце августа), который проводится в соответствии с разработанным в школе Положением.